Главная> Творчество > "...свой мир, своя исповедь". Меос Владислав Эдуардович (г. Уфа)

"...свой мир, своя исповедь". Меос Владислав Эдуардович (г. Уфа)


Родился Владислав Эдуардович в 1940 году, в Челябинске. В Уфе, в средней школе № 25, произошла его первая встреча с художником В. П. Пустарнаковым. Это был интересный мастер башкирской живописи, работавший в то время учителем рисования. Позднее Меос занимался в изостудии Дома культуры им. М. Калинина, которой руководил Г. В. Огородов, и в изостудии Дворца культуры им. С. Орджоникидзе, где преподавал легендарный П. М. Лебедев. Затем три года учился в художественно – графическом училище в Ленинграде у педагога Г. И. Орловского. Заканчивал обучение с 1964 по 1966 годы – в Уфимском училище искусств. Работал на студии телевидения в Уфе, в книжном издательстве, а с 1967 года – в художественном фонде.
На становление творческой личности В. Э. Меоса бесспорное влияние оказала школа башкирской живописи и многогранная, величественная природа Урала. Творческой позиции художника свойственно внимательное, бережное отношение к темам своих работ, их проникновенная поэтизация, умение вложить в произведение жизненный смысл.
В пейзажной живописи художника нашли отражение все грани его дарования и поисков. Умение раскрыть новые, незнакомые чувства, окрашенные поэзией в мотивах часто знакомых и близких, присуще живописцу. Привычный мир открывается им во всей своей значимости и глубине.
В активе художника зарубежные, Всесоюзные, Всероссийские, зональные, республиканские выставки и более пятидесяти персональных. На них экспонировались произведения разных лет, исполненные в результате поездок по Уралу, в Санкт-Петербург, Москву и Новгород Великий.
Работа «Сирень, умытая дождем» из собраний Башкирского художественного музея имени М. В. Нестерова дышит покоем, весенней чистотой, в ней передано какое-то особенное, тихое чувство ожидания, душевного обновления. Оно возникает благодаря сочетанию мягких зеленых, сиреневых, серебристых тонов. Взгляд скользит от пышно цветущего куста сирени на первом плане к мягко возникающим очертаниям церкви, к домам вдали и к светлому весеннему небу. Весь строй произведения говорит о глубоком поэтическом, лирическом его содержании.
В том, что Владислав Меос искренен в искусстве и верен своим убеждениям, я удостоверилась еще раз, глядя на его обширную серию новых работ, созданных в 1991-1998 годах в результате поездок в Новгород Великий. Кстати, он один из немногих наших художников, который, несмотря на сегодняшнее трудное время, предпринял дальнее и многоразовое путешествие в святая святых России, город – Новгород Великий, сохранивший дух русской истории, величия, старины. К этому он шел всю творческую жизнь, накапливая опыт, мастерство.
Несколько работ художник посвящает изображению Новгородского Кремля. Вот он застыл в холодном дыхании первых дней, когда кругом еще лежит снег, а на реке уже ломается лед. В другой работе – половодье у его стен, просыпается природа, прозрачен и чист воздух, теплее становятся краски. А в третьей – Кремль во всем своем величии в майский день. Звон красок, вспыхивающих на куполах соборов, крепостной стене, трепетная игра солнечных бликов на воде, свежей зелени трав и деревьев. «Ночной Кремль» написан без излишней детализации. В нем -внутренняя динамика и сила переданы средствами композиции, освещения. Контрасты темноты и освещенного белокаменного храма, горящих золотом куполов, составляют своеобразную гармонию, столь образно воплощающую человеческие раздумья о красоте жизни. Размышляя об истории, смене времени, художник проводит в полотнах светлую мысль о вечности России, Родины.
Новгородская серия В. Меоса обширна. В композиционных пейзажах, этюдах он запечатлел многочисленные архитектурные памятники города, сумев передать самое дорогое - ощущение своей причастности к жизни, истории.
В глубинке, в старинном селе Николо-Березовке Краснокамского района, зародившемся в 1550 году, открыт и действует музей. Он не превратился в тихую обитель, здесь всегда люди, новые события. С самого первого дня работы музея его частыми гостями были башкирские художники: Б. Домашников, Е. Винокуров, А. Кашаев, М. Кузнецов, В. Меос, – вот лишь несколько имен живописцев, выставлявшихся в Николо-Березовке, в Старо-Никольском историко-краеведческом музее. В 1999 году произошло событие, вызвавшее особый интерес сельчан. Впервые, почти за пятисотлетнюю жизнь села, Меос создал большую серию пейзажей, связанных с его историей.
Народный художник республики Владислав Меос открыл здесь в 1999 году свою вторую персональную выставку, «Край заветный». Все пятьдесят представленных живописных работ посвящены Николо-Березовке. Этот край стал заветным для художника. Царящий дух старины, величавая природа – все гармонично слилось с его представлением о неизменной жизненной силе, красоте России.
Работа с натуры дала В. Меосу обширный материал для композиционных полотен, созданных уже в мастерской по велению души и разума. Эти эпические по содержанию произведения, в которых автор пишет не просто Николо-Березовку, он говорит о России, признается ей в любви, и эти ноты улавливает зритель, испытывая момент духовного очищения, внутренней гармонии. Главный герой его картин «На просторах России», «Николо Вешний», «Под вечерним небом» – храм святого Николая Чудотворца. Он - как символ России, как святыня, охраняющая эту землю. Он, то высится в окружении лазоревых вешних вод, то благовестит по всей земле, что пришла весна, то сурово устремляет в небо свои шлемы – купола, охраняя тишину летнего вечера. Тридцать семь пейзажей обрели постоянную прописку в фондах местного музея.
Владислав Меос – опытный мастер. Пятый десяток лет работает он в области пейзажной живописи. Пейзажи Владислава Меоса воспевают красоту Башкирии, России – красоту лирическую и камерную, эпическую и гордую.
… У каждого человека свой мир, своя исповедь. А жизнь держится на тех, кто исповедует служение духовности, людям, Родине.

из публикации В. М. Сорокиной "МАСТЕРСКАЯ ПОД КУПОЛОМ НЕБА"
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования